Рынок АБС сжимается, роль российских материалов растет
06.07.2015
Ответы генерального директора Торгового дома «Пластик» Анны Даутовой на вопросы отраслевых изданий
«Приоритетными для нас остаются российский рынок и российский потребитель…»
Как Вы оцениваете ситуацию на российском рынке стирольных пластиков, в частности АБС?
Замедление в отраслях применений АБС, безусловно, сказалось на объемах потребления этого материала. За первые пять месяцев 2015 года емкость российского рынка сократилась на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Если сравнивать показатели за май 2015 года с маем прошлого года, то картина еще более яркая: рынок сжался на 46,75%, импорт сократился более, чем в два раза. Даже в этой ситуации «Пластику» удается сохранять продажи на прежнем уровне, выполняя функции импортозамещения и давая возможность российским переработчикам при столь высоких валютных курсах сохранять конкурентоспособные цены на конечную продукцию. Рост наших продаж на российском рынке мы в основном связываем с выходом в новые для Узловой сегменты – бытовую и электротехнику. Специально для этого сегмента разработали новую литьевую марку АБС 1525 без запаха с повышенным блеском. Переработчикам «пришлась по вкусу» и марка 2525 – за высокий удар и ПТР. Разработанная экструзионная марка 2806-31 была также оценена по достоинству за удачное сочетание реологии и физико-механики.
«Пластик» корректировал свои цены в сторону увеличения?
Весь прошлый год цены на АБС «Пластика» Узловой были стабильными, в январе 2015 произошло предсказуемое увеличение. Далее весь первый квартал мы держали прайс на стабильном уровне, подняв его только в апреле 2015 буквально на 1 процент. И это несмотря на то, что исходное сырье – стирол — дорожало на 30 — 40 процентов от месяца к месяцу.
Рост цен на стирол парадоксальным образом повлиял и на предложение на полистирольном рынке. В марте 2015 года стоимость стирола на европейском рынке превышала стоимость вспенивающегося полистирола. В такой ситуации предприятиям тактически было выгодно пересмотреть свои производственные показатели и переориентироваться на производство стирола, снизив объемы выпуска ПСВ. Но мы с таким подходом не согласны. В любой ситуации важно сохранять объемы, запланированные для реализации. Это должен быть наш вклад в развитие российской переработки – стабильность в обеспечении сырьем.
Если говорить о ситуации на рынке ПСВ в целом, здесь тоже видим сжатие. За период первых 4-х месяцев емкость российского рынка уменьшилась на 11%. Май также с точки зрения спроса был крайне вялым, что не характерно для этого времени. Объемы импорта ПСВ в Россию в мае упали более, чем на 60%. Белорусский рынок, который всегда был весОм в доле наших продаж полистирола, также не спас – происходит ухудшение платежеспособности в строительном комплексе Республики Беларусь. Прогнозы по падению емкости рынка ПСВ в РБ за 2015 год относительно довольно успешного 2014го – на уровне 25-30%.
Насколько интересными для «Пластика» являются экспортные поставки?
Приоритетными для нас остаются российский рынок и российский потребитель. Мы понимаем, что в короткие сроки созданный Торговый дом «Пластик» все регионы охватить не сможет, поэтому мы выстроили дилерскую сеть и будем ее развивать дальше. Сейчас ищем компетентного дилера по Сибири и Уралу.
С точки зрения экспорта сейчас хорошее время развития новых рынков, чтобы дифференцировать портфель клиентов. Мы, в частности, ищем дилеров в Казахстане, параллельно выстраиваем партнерские взаимоотношения с клиентами из дальнего зарубежья – Европы, Турции, Китая.
Какие сложности встречаются на этом пути?
Ранее экспортом российских АБС-пластиков практически никто не занимался, поэтому у потенциальных партнеров еще нет четкого представления о нашем АБС. Конечно, с репутацией российских АБС-пластиков нужно еще работать и работать. Необходимо добиться понимания, что в России есть свои производители, которые умеют нарабатывать уникальные марки, аналогов которым на мировом рынке нет. Это действительно так. За счет технологии в узловских марках АБС можно добиться такой высокой ударопрочности, достижение которой зачастую возможно только в компаундах. Мы так и говорим: «Наши пластики держат удар», причем, во многих смыслах.
Отсрочку платежа предприятие своим клиентам предоставляет?
Завод работает только по предоплате. Связано это с тем, что «Пластик» — градообразующее предприятие с численностью занятых более 800 человек. Мы не можем допустить срыва своих финансовых обязательств ни перед работниками, ни перед государством. К тому же синтез – процесс непрерывный, и никаких форс мажорных ситуаций мы допустить не можем. Поэтому эти риски мы передали дилерам, но при этом готовы обсуждать схемы факторинга с конечными потребителями.
Рассматривает ли компания увеличение мощностей?
Такие планы существуют. В рамках использования текущих мощностей увеличение объемов наработки возможно за счет низкой базы в прошлом году — коэффициент загрузки мощностей от наших проектных мощностей был тогда 45-50%. В этом году по плану мы должны выйти на 60-80%. Это нормальный показатель для предприятия, которое делает не одну марку в течение всего года без перехода, а производит огромный спектр продуктов. Мы работаем в том числе на небольших партиях с разными цветовыми рецептурами и характеристикам, выполняя заказы на спецмарки при минимальной партии от 20 тонн – это наша ниша, у иных производителей барьер по минимальной партии гораздо выше. В такой ситуации 80 % — это идеальный показатель, к которому можно стремиться. Тем более, что объем импорта на российском рынке остается значительный, хотя и будет в этом году скорее всего меньше прошлогодних 36 тыс. тонн.
Надо еще учитывать, что в России никто серьезно не занимался развитием рынка АБС. Мы надеемся, что с приходом на этот рынок сильной команды Торгового дома будут значительные движения в этом направлении, мы будем популяризировать АБС как материал, который можно и нужно использовать в тех нишах, где он незаменим.
Актуален ли план по созданию новой мощности АБС, разрабатывавшийся еще в бытность нахождения «Пластика» в структуре Сибура?
Работы над проектом ведутся регулярно, проходят переговоры с поставщиками технологии, лицензиарами. Мы понимаем, что новое производство будет гораздо более конкурентоспособно. С учетом потребностей рынка России и СНГ, периодического дефицита материала в Восточной Европе и полностью сидящего на импорте турецкого рынка – такой завод имеет смысл открывать с прицелом на российский рынок и на экспортные поставки.
Назад