• +7 (495) 201-03-33
  • Набирайте добавочные из раздела Контакты

Рынок АБС сжимается, роль российских материалов растет

06.07.2015

Ответы генерального директора Торгового дома «Пластик» Анны Даутовой на вопросы отраслевых изданий

«Приоритетными для нас остаются российский рынок и российский потребитель…»

Как Вы оцениваете ситуацию на российском рынке стирольных пластиков, в частности АБС?
Замедление в отраслях применений АБС, безусловно, сказалось на объемах потребления этого материала. За первые пять месяцев 2015 года емкость российского рынка сократилась на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Если сравнивать показатели за май 2015 года с маем прошлого года, то картина еще более яркая: рынок сжался на 46,75%, импорт сократился более, чем в два раза. Даже в этой ситуации «Пластику» удается сохранять продажи на прежнем уровне, выполняя функции импортозамещения и давая возможность российским переработчикам при столь высоких валютных курсах сохранять конкурентоспособные цены на конечную продукцию. Рост наших продаж на российском рынке мы в основном связываем с выходом в новые для Узловой сегменты – бытовую и электротехнику. Специально для этого сегмента разработали новую литьевую марку АБС 1525 без запаха с повышенным блеском. Переработчикам «пришлась по вкусу» и марка 2525 – за высокий удар и ПТР. Разработанная экструзионная марка 2806-31 была также оценена по достоинству за удачное сочетание реологии и физико-механики.

«Пластик» корректировал свои цены в сторону увеличения?

Весь прошлый год цены на АБС «Пластика» Узловой были стабильными, в январе 2015 произошло предсказуемое увеличение. Далее весь первый квартал мы держали прайс на стабильном уровне, подняв его только в апреле 2015 буквально на 1 процент. И это несмотря на то, что исходное сырье – стирол — дорожало на 30 — 40 процентов от месяца к месяцу.

Рост цен на стирол парадоксальным образом повлиял и на предложение на полистирольном рынке. В марте 2015 года стоимость стирола на европейском рынке превышала стоимость вспенивающегося полистирола. В такой ситуации предприятиям тактически было выгодно пересмотреть свои производственные показатели и переориентироваться на производство стирола, снизив объемы выпуска ПСВ. Но мы с таким подходом не согласны. В любой ситуации важно сохранять объемы, запланированные для реализации. Это должен быть наш вклад в развитие российской переработки – стабильность в обеспечении сырьем.

Если говорить о ситуации на рынке ПСВ в целом, здесь тоже видим сжатие. За период первых 4-х месяцев емкость российского рынка уменьшилась на 11%. Май также с точки зрения спроса был крайне вялым, что не характерно для этого времени. Объемы импорта ПСВ в Россию в мае упали более, чем на 60%. Белорусский рынок, который всегда был весОм в доле наших продаж полистирола, также не спас – происходит ухудшение платежеспособности в строительном комплексе Республики Беларусь. Прогнозы по падению емкости рынка ПСВ в РБ за 2015 год относительно довольно успешного 2014го – на уровне 25-30%.

Насколько интересными для «Пластика» являются экспортные поставки?

Приоритетными для нас остаются российский рынок и российский потребитель. Мы понимаем, что в короткие сроки созданный Торговый дом «Пластик» все регионы охватить не сможет, поэтому мы выстроили дилерскую сеть и будем ее развивать дальше. Сейчас ищем компетентного дилера по Сибири и Уралу.

С точки зрения экспорта сейчас хорошее время развития новых рынков, чтобы дифференцировать портфель клиентов. Мы, в частности, ищем дилеров в Казахстане, параллельно выстраиваем партнерские взаимоотношения с клиентами из дальнего зарубежья – Европы, Турции, Китая.

Какие сложности встречаются на этом пути?

Ранее экспортом российских АБС-пластиков практически никто не занимался, поэтому у потенциальных партнеров еще нет четкого представления о нашем АБС. Конечно, с репутацией российских АБС-пластиков нужно еще работать и работать. Необходимо добиться понимания, что в России есть свои производители, которые умеют нарабатывать уникальные марки, аналогов которым на мировом рынке нет. Это действительно так. За счет технологии в узловских марках АБС можно добиться такой высокой ударопрочности, достижение которой зачастую возможно только в компаундах. Мы так и говорим: «Наши пластики держат удар», причем, во многих смыслах.

Отсрочку платежа предприятие своим клиентам предоставляет?

Завод работает только по предоплате. Связано это с тем, что «Пластик» — градообразующее предприятие с численностью занятых более 800 человек. Мы не можем допустить срыва своих финансовых обязательств ни перед работниками, ни перед государством. К тому же синтез – процесс непрерывный, и никаких форс мажорных ситуаций мы допустить не можем. Поэтому эти риски мы передали дилерам, но при этом готовы обсуждать схемы факторинга с конечными потребителями.

Рассматривает ли компания увеличение мощностей?

Такие планы существуют. В рамках использования текущих мощностей увеличение объемов наработки возможно за счет низкой базы в прошлом году — коэффициент загрузки мощностей от наших проектных мощностей был тогда 45-50%. В этом году по плану мы должны выйти на 60-80%. Это нормальный показатель для предприятия, которое делает не одну марку в течение всего года без перехода, а производит огромный спектр продуктов. Мы работаем в том числе на небольших партиях с разными цветовыми рецептурами и характеристикам, выполняя заказы на спецмарки при минимальной партии от 20 тонн – это наша ниша, у иных производителей барьер по минимальной партии гораздо выше. В такой ситуации 80 % — это идеальный показатель, к которому можно стремиться. Тем более, что объем импорта на российском рынке остается значительный, хотя и будет в этом году скорее всего меньше прошлогодних 36 тыс. тонн.

Надо еще учитывать, что в России никто серьезно не занимался развитием рынка АБС. Мы надеемся, что с приходом на этот рынок сильной команды Торгового дома будут значительные движения в этом направлении, мы будем популяризировать АБС как материал, который можно и нужно использовать в тех нишах, где он незаменим.

Актуален ли план по созданию новой мощности АБС, разрабатывавшийся еще в бытность нахождения «Пластика» в структуре Сибура?

Работы над проектом ведутся регулярно, проходят переговоры с поставщиками технологии, лицензиарами. Мы понимаем, что новое производство будет гораздо более конкурентоспособно. С учетом потребностей рынка России и СНГ, периодического дефицита материала в Восточной Европе и полностью сидящего на импорте турецкого рынка – такой завод имеет смысл открывать с прицелом на российский рынок и на экспортные поставки.

Назад